Деревянные дома

- - - - - - - - - - - - -

Проектирование



Главная
Контакты

Дом без единого гвоздя

Один из популярных материалов, издавна применяемых для постройки жилья – это дерево. Сотни лет деревянные дома успешно выдерживали конкуренцию со стороны каменных, благодаря своим уникальным качествам: относительной дешевизне, легкодоступности сырья и хорошим теплоизоляционным свойствам. Древесина применялась при строительстве самых разных зданий и сооружений, и в каждой постройке было заметно невероятное мастерство исполнения, четкость форм и совершенство отточенных приемов строительства.

К сожалению, на сегодняшний день сохранилось не очень много памятников русского деревянного зодчества. Основные постройки, дошедшие до нас, относятся скорее к крестьянским домам и изредка сохранившимся церквушкам, с датой начала строительства не ранее конца XIX века. Все они различаются по своим характеристикам в зависимости от региона, времени постройки, особенностей местного климата и традиций. В частности, очень влияет на архитектуру, технические приемы строительства миграция людей из различных уголков нашей страны, обогащая сложившиеся традиции новыми, ранее не применявшимися в данном районе способами постройки и формами.

На Руси издревле имело место особое отношение к дереву, к примеру, существовали обряды, предваряющие рубку леса для строительства, и сами действия, связанные с постройкой дома, должны были быть обставлены должным образом. Христианство было вынуждено перенять многие традиции, чтобы не быть отторгнутым. О ранних периодах в истории строительства жилища из дерева мы знаем немного, в основном из летописей, археологических исследований и сохранившихся картин, иллюстрирующих архитектуру того времени. Большие деревянные постройки, дворцы и крепости из дерева, которые возводились в те времена, к великому сожалению не сохранились, за исключением нескольких усадьб, уцелевших благодаря случаю и находящихся сейчас в весьма плачевном состоянии.

Впечатляет то, что при постройке древние мастера-строители не использовали гвозди. Постройки собирались из отдельных модулей, так называемых "клетей" – срубов, состоящих из отдельных бревен, соединенных друг с другом при помощи разнообразных врубок. Фундамент не закладывался, сруб ставился прямо на землю, нижними венцами опираясь на заранее подложенные большие камни либо специальные дубовые подставки. Для их изготовления подбиралась комлевая древесина дуба, иногда в этих целях использовалась лиственница. Чтобы эти подставки меньше отсыревали, а соответственно и были менее подвержены гниению, их обмазывали дегтем, либо обжигали. Сам же сруб изготавливали в основном из хвойных пород деревьев, реже из лиственных, большим уважением как материал для сруба пользовался дуб.

Существовало около пятидесяти типов срубов. самый простой – четырехстенный, на его основе возникло великое множество разнообразных срубов. Русские мастера не любили сращивать бревна в длину, для постройки больших помещений они предпочитали делать многоугольные, либо крестообразные срубы (что было актуально для церквей). Иногда несколько срубов ставились рядом, что также увеличивало общую площадь дома. Весьма распространенным был пятистенный сруб, когда изба, которая была построена на его основе, имела вид прямоугольника, разделенного на две части пятой стеной. Одна из частей отапливалась и освещалась, являясь жилым помещением, во второй находились сени. Также был распространен шестистенный сруб, и другие виды, используемые в зависимости от достатка и общественного положения хозяина дома.

Основным инструментом, применяющимся при строительстве дома, являлся топор. Ему находилось применение везде, от простых срубов крестьянских построек, до изящной отделки летних княжеских домиков. Издавна было замечено, что дерево, обработанное только при помощи топора, более устойчиво к гниению, чем то, которое пилили. Так что хоть пила и была известна на Руси, пользовались ею мало.

Отапливались дома каменными печками, либо глиняными очагами, "по-черному", когда дым выходил в специальные отверстия в полу или стене. Пол был чаще всего глиняный, а в помещениях, где хранились припасы, иногда делали деревянный, щели промазывали глиной. Окон существовало несколько видов: к примеру, "красные", когда прорубалось несколько бревен в срубе, прорубленные бревна связывались толстыми брусками, в такие окна вставлялась слюда, а позднее стекло. Еще использовались "волоковые" окна, когда в срубе прорубалось отверстие на полбревна вверх и вниз, а изнутри закрывалось, "заволакивалось" специальной крышкой. Для изготовления дверей использовались грубые доски, получавшиеся в результате раскола больших бревен.

Достаточно сложной конструкцией являлась крыша дома. Одним из вариантов ее постройки, дошедшем до нашего времени, является самцовая двускатная система, при которой фронтальные бревна укорачивались к коньку. Треугольник, вырубленный из бревна, завершал конструкцию. Кровля настилалась по слегам, врубленным в концы самцов. Длину самцов варьировали, при этом получая довольно интересные формы, к примеру, форму "бочки". С конца XIX века получила распространение стропильная конструкция, которую до сих пор применяют в постройке домов.

Дома крыли соломой либо гонтом. Для получения гонта брали ровные части ствола между ветками, без сучков, длиной около шестидесяти сантиметров. Чаще всего это была ель, иногда другие породы. Для изготовления гонта нужно было при помощи топора и молотка отколоть в радиальном направлении куски дерева клиновидной формы толщиной два сантиметра. Потом они доводились до каплеобразной формы специальным резаком, при этом теряя в толщине около сантиметра и после прорезания паза "гонтовым стругом" подвергались сушке в течение полугода. После этого их нужно было пропитать антраценовым маслом, и лишь тогда они были готовы для установки в кровлю. По окончании сборки вся конструкция покрывалась краской.

Конечно, постройка деревянного дома не ограничивалась установкой сруба и обустройством крыши. С давних пор идет традиция украшать жилье резьбой, иногда в сочетании с росписью, придавая каждому дому уникальность и неповторимость. Популярностью пользовались узоры на тему окружающих в то время человека вещей: природы, растений и цветов, животных, солнца. Особенно славились мастерством и выразительностью работы резчиков Сибири, Урала, Поволжья, Севера России. Не только внешние детали, но и внутреннее убранство дома часто радовали глаз великолепием резных фигур и орнаментов. Резьбе среди прочих частей дома подвергались оконные наличники и ставни, коньки, фронтоны, столбы, крыльцо. Традиции и технология резьбы, как и любое прикладное искусство, передавались от отцов к детям на протяжении веков и становились только более совершенными со временем.